logo cimbaly
Russian English German
Submit to FacebookSubmit to TwitterSubmit to LinkedIn

Календарь концертов

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
orchestra"Песня пра долю”, рок-оперу і рэаліі
У горадзе на Заходняй Дзвіне ў рамках XXV Міжнароднага фестывалю мастацтваў 17 ліпеня ў Віцебскай філармоніі калектыў з запрошанымі артыстамі
orchestraКалі пра смак нашага хлеба задумацца?
Пра вяселлі ў XXII стагоддзі, многа ветру ў вачах, “дрыгву” руху па накатанай і пра навуку дзедавых “галэндзяў”, інтэрв'ю з дырыжорам Міхаілам Казінцом

Содержание материала

Последовательно и целенаправленно Национальный академический народный оркестр имени Жиновича строит белорусский репертуар. Напоминает слушателям о лучшем в музыкальном наследии, "показывает" самое яркое в творчестве современных композиторов. Вспоминаются осуществленные совместные проекты с Ларисой Симакович: в одних она участвовала как композитор, в других - как режиссер. Не забываются и выступления с оркестром наших лучших цимбалистов, проживающих в стране и за ее пределами, презентованых в проекте «Белорусы мира». Возможно, объяснение подобных явлений - в творческой позиции художественного руководителя Михаила Козинца и активности музыковеда Ольги Брилон. А может, и в наличии у "жиновичцев" давних белорусских традиций? Ведь в этом году коллектив отмечает серьезный юбилей - 85 лет со времени создания.

Яркими и эффектными воспринимались последние по времени проекты, заявленные в программе 41-го Международного фестиваля искусств «Белорусская музыкальная осень». Первый из них - гала-концерт «Навек люблю и помню», посвященный 90-летию известного композитора, народного артиста Беларуси Юрия Семеняко.

f

 Песню Ю. Семеняко "Ой шумят леса зеленые" исполняют солистки Белорусской государственной филармонии Анна Янковская и Валентина Добровольская

Если оркестр обращается к личности классика, важно приблизить его творчество до современного слушателя и зрителя, выявить то, что имеет вневременную ценность, делает наследие автора актуальным и сегодня. И здесь, как ни странно, помогает визуальный ряд.

В статьях, посвященных Семеняко, во время музыкальных торжеств множество раз тиражировался известный портрет немолодого человека, титулованного, уважаемого, на лице которого отразились тяготы прожитых лет.

Вдобавок, очки с толстыми стеклами не давали возможности увидеть глаза. Поэтому лично для меня нежно-трогательные, а по большому счету - гениальные мелодии композитора ("Явор и калина","Травы детства"," Белорусочка") существовали отдельно, а их автор - отдельно. Образы никак не соединялись.

И коллектив, который готовил концерт, и Ольга Брилон, режиссер и автор проекта, и Александр Кремко, который занимался монтажом видеоклипов, приложили много усилий, чтобы такое трафаретное и во многом устаревшее представление изменить. Над сценой в воздухе парил портрет молодого, удивительно красивого, по-европейски элегантного композитора. Таким он представал и в многочисленных видеофрагментах. Последние неожиданны и немного наивны (если голос за кадром сообщает: «Самодеятельный композитор из Гродненщины представил на суд слушателей новую песню ...»). Но в них - весь аромат эпохи.

Режиссура музыкального проекта всегда сильно влияет на восприятие конкретного произведения. Вот на экране давние кадры, где молодые солисты «Верасов» поют «Журавины», популярную песню композитора. А вслед на сцену выходят те же Ядвига Поплавская и Александр Тиханович с этими же «Журавинами». Чудо! Кадры из оперетты «Павлинка » - и перед зрителем Наталья Гайда, исполнительница главных партий в опереттах Семеняко.

Но сильнее всего на слушателя воздействовала именно музыка композитора. Подобный проект был бы невозможен без большой подготовительной работы, проделанной Анатолием Курмакиным. Его аранжировки и переложения для цимбального оркестра (понятно, оперетты для такого состава не пишутся!), а также виртуозность исполнителей (за дирижерским пультом стоял Александр Высоцкий) смогли передать разнообразие мелодий маэстро, тембральное богатство и темпоритмы.

Особенно впечатлили - другого слова не подберешь! - Фрагменты из оперетты «Рябиновое ожерелье». Вальс, который открывал программу, задал стремительное и радостно-приподнятое настроение. Потом его продлили Полька из этого же произведения и "Песня девушек" (ее исполняла группа «Диамант»). Оперетта была написана композитором в 1964-м для Бобруйского театра муз комедии. Но какая она свежая, легкая, радостная! Невольно возникает вопрос: а почему нигде и никогда мы ее не слышали? Как можно скрывать такие музыкальные сокровища ?! А какая эффектная инструментальная сцена ярмарки из оперетты "Павлинка"! Какой непревзойденный виртуозный Галоп из "Колючей розы"!