logo cimbaly
Russian English German
Submit to FacebookSubmit to TwitterSubmit to LinkedIn

Содержание материала

Главный дирижер

народный артист УССР (1960)

народный артист СССР (1962)

лауреат Государственной премии УССР имени Т. Г. Шевченко (1976)

Годы работы в оркестре: 1938-1941, 25.01.1946-15.02.1946

Выдающийся дирижер 2-й половины XX века, К.Симеонов начинал свой творческий путь в Минске.

Константин Арсеньевич Симеонов родился 20 июня 1910 года в деревне Кознаково Тверской губернии на берегу Волги и был 10-м ребенком в семье крестьянина Арсения Семеновича Семенова. При крещении православный священник записал фамилию Константина по православной традиции – Симеонов.

В 8-летнем возрасте мальчик был отправлен на обучение в Петроградскую народную хоровую академию (б. Придворная Певческая Капелла, ныне Государственная академическая капелла Санкт-Петербурга имени М. И. Глинки). На протяжении 10 лет (1918-1928 годы) Константин Симеонов изучал теорию и историю музыки и хорового исполнительства, занимался композицией, освоил фортепиано, гобой, скрипку, получив специальность хормейстера. Благодаря своим выдающимся музыкальным способностям К. Симеонов оказался единственным выпускником Капеллы, которого после ее окончания оставили работать там в качестве помощника главного дирижера (с1928 по 1931 гг.). В 1931 г. он поступил в Ленинградскую консерваторию, которую окончил в 1936 г. Его педагоги — С. Ельцин, А. Гаук, И. Мусин.

В 1936-1937гг. К. Симеонов работал дирижером Республиканского Карельского симфонического оркестра в Петрозаводске, куда получил распределение. А в январе 1938 года принял приглашение своего учителя Ильи Александровича Мусина, который возглавил симфонический оркестр Минской филармонии. Константин Симеонов с семьей переехал в Минск. Здесь он стал работать вторым дирижером симфонического оркестра и одновременно был назначен главным дирижером реорганизованного и расширенного оркестра народных инструментов. Именно К. Симеонов был первым главным дирижером преобразованного оркестра, который находился в стадии становления и нуждался в мощном творческом лидере. И таким


лидером стал молодой дирижер Константин Симеонов. За три предвоенных года он сплотил оркестр и вывел его на новый этап творческого развития. Кульминацией довоенного периода в деятельности оркестра стало его участие в I Декаде белорусского искусства в Москве в 1940 г.

Нападение Германии на СССР прервало активную деятельность молодого дирижера. В первый же день войны в Минске была объявлена мобилизация. Музыканты филармонии получили бронь. К. Симеонов проводил напряженные репетиции, организовывал концертные бригады для призывных пунктов. Попытавшись эвакуировать двоих детей, в суматохе он отстал от подвозившей их машины и потерял на долгих 5 лет (только после войны музыкант узнает, что дети чудом выжили и воссоединились с матерью в Москве). В тот же день он ушел на фронт, не имея ни малейших навыков военной подготовки. «Жаль, что ни в какой технике я ничего не понимаю и остаюсь в этот период профаном – даже в винтовке, которую мне пришлось несколько дней носить на плече (к моему стыду, в окопе мой сосед из кадровых зарядил ее), – писал он жене в Москву в июле 1941 г. – Но я не отчаиваюсь, думаю, что из меня в такой обстановке росо а росо выйдет боевой человек. Из «лабуха» должен получиться боец».

Вскоре Константин Симеонов был контужен и попал в окружение и плен. Потом был нацистский концлагерь для военнопленных Ламсдорф-318-Ф, в котором К. Симеонов находился до самого окончания войны, когда лагерь был освобожден советскими войсками. Пройдя нечеловеческие испытания, в конце 1945 г. после демобилизации Симеонов вернулся в Минск. Но здесь в работе ему было отказано, т.к. он имел клеймо военнопленного.

В апреле 1946 года Константин Симеонов нашел свою семью, которая после эвакуации оказалась в Киеве. Дальнейшие годы жизни и творчества, приведшие к ярчайшему всплеску его дирижерской карьеры, связаны со столицей Украины. Он становится дирижером Киевского театра оперы и балета и уже в 1946 году на Всесоюзном смотре молодых дирижеров в Ленинграде завоевывает первую премию. Еще тогда А. Гаук писал: «К. Симеонов привлек симпатии слушателей скромной манерой держаться, чуждой всякой позы или рисовки, которыми нередко грешат дирижеры. Страстность и романтическая насыщенность исполнения молодого музыканта, широкий размах передаваемых им эмоций, волевой импульс с первых же взмахов дирижерской палочки увлекают за собой и оркестр и слушателей. Симеонова как дирижера и интерпретатора отличают подлинное ощущение музыки, понимание музыкального замысла композитора. Это


счастливо сочетается с умением донести самую форму музыкального произведения, по-новому «прочитать» его».

В должности главного дирижера Театра оперы и балета имени Т. Г. Шевченко в Киеве (1961—1966) К. Симеонов осуществил выдающиеся оперные постановки, среди которых выделяются «Мазепа» Чайковского, «Хованщина» Мусоргского и «Катерина Измайлова» Шостаковича. Музыка последней записана оркестром под управлением Симеонова и в одноименном кинофильме. «Катерина Измайлова» прозвучала в музыкальном мире ярче, чем все оперы того времени в Кировском и Большом театрах», – вспоминал Валерий Гергиев. Д. Шостакович приезжал на репетиции на всех этапах подготовки спектакля. «С первого же прослушивания стало ясно, что главной фигурой в постановке был дирижер, а главным действующим лицом – оркестр, – вспоминала жена композитора Ирина Шостакович. – От дирижера шел основной тонус спектакля, подчиненного решению прежде всего музыкальных задач».

В сезоне 1964/65 года состоялись гастроли К. Симеонова с Большим театром СССР в Миланском театре «Ла Скала». Была показана «Пиковая дама» П. Чайковского. Успех был так велик, что в зарубежной прессе его назвали «русским Караяном».

Зарубежные выступления дирижера успешно проходили в Югославии, Болгарии, Греции и других странах. С 1967 по 1977 гг. Симеонов был главным дирижером Ленинградского академического театра оперы и балета имени С. М. Кирова, вел педагогическую деятельность в Ленинградской государственной консерватории имени Н. А. Римского-Корсакова (1969).

Умер 3 января 1987 года, похоронен в Ленинграде на Большеохтинском кладбище.

Кавалер ордена Трудового Красного Знамени, ордена Отечественной войны II степени и двух орденов «Знак Почёта».

Календарь концертов

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30

Последние новости

  • «Песня пра долю» в Вилейке
    «Песня пра долю» в Вилейке На сцене Вилейского Дворца культуры 4 ноября Национальный академический народный оркестр Беларуси имени И. Жиновича…
    Опубликовано %PM, %26 %766 %2016 %20:%нояб
  • "Песня пра долю”, рок-оперу і рэаліі
    "Песня пра долю”, рок-оперу і рэаліі Зайздросцьце: і я таксама пабываў на “Славянскім базары ў Віцебску” дзякуючы Нацыянальнаму акадэмічнаму народнаму аркестру…
    Опубликовано %PM, %20 %798 %2016 %21:%нояб
  • Калі пра смак нашага хлеба задумацца?
    Калі пра смак нашага хлеба задумацца? Казінец з Дудкаў пра вяселлі ў XXII стагоддзі, многа ветру ў вачах, “дрыгву” руху па…
    Опубликовано %PM, %26 %780 %2016 %20:%нояб
  • О творчестве
    О творчестве Художественный руководитель и главный дирижер Национального академического народного оркестра им. Иосифа Жиновича, народный артист Беларуси,…
    Опубликовано %AM, %12 %196 %2013 %06:%мая
  • «Играть надо для публики, а не для критиков!»
    «Играть надо для публики, а не для критиков!» У заслуженного артиста Беларуси Александра Кремко — мультимузыканта, композитора, аранжировщика и дирижера Национального академического народного…
    Опубликовано %PM, %17 %728 %2015 %19:%окт