logo cimbaly
Russian English German
Submit to FacebookSubmit to Google PlusSubmit to TwitterSubmit to LinkedIn

Годы жизни: 1911-1944.

Художественный руководитель, дирижер

Годы работы в оркестре: 1940-1944

sam

Григорий Самохин родился в г. Горки Могилевской области в семье агронома. Начинал обучение в Горецкой церковно-приходской школе, а заканчивал школу-семилетку в Орше, куда перевели отца. В Орше пробовал себя в игре на народных музыкальных инструментах, пел в хоре.

В 1928 г. поступает в Минское музыкальное училище в класс контрабаса профессора Митрофана Словачевского, а вскоре параллельно начинает посещать уроки по классу композиции Николая Аладова. В 1932 г. с открытием в Минске консерватории, Г. Самохин был переведен туда в класс известного композитора, ученика Н. Римского-Корсакова Василия Золотарева. Одновременно с учебой Григорий Самохин руководит ансамблем домр Белорусского радиокомитета и работает контрабасистом в симфоническом оркестре оперной студии. Вскоре он становится дирижером Оркестра белорусских народных инструментов Белорусской государственной филармонии, что помогло ему познакомиться со спецификой звучания оркестра, с разнообразными техническими возможностями отдельных инструментов.

Результатом композиторской деятельности Григория Самохина в это время стал целый ряд произведений самого разнообразного содержания и формы.

Многочисленные обработки белорусских народных песен, романсы на слова белорусских поэтов, каприччио, увертюра, “Белорусская рапсодия” и две сюиты для оркестра народных инструментов, трио-фантазия для скрипки, виолончели и фортепиано, тема с вариациями и симфония для большого симфонического оркестра – его творческие достижения этого периода.

Г.Самохин не успел эвакуироваться из Минска, который был захвачен фашистами в первые дни войны. Оставшись в городе, он продолжал заниматься прежним делом. Для него, как и для многих представителей творческих профессий, в условиях немецкой оккупации важно было сохранить белорусскую культуру. В Минске оставалось несколько музыкантов, входивших в довоенный состав оркестра народных инструментов. Именно этих артистов Григорий Самохин вновь объединил в ансамбль. “Ён праводзіць вялікую працу з беларускім нацыянальным ансамблем цымбалаў, якасць выканання якога кампазітар уздымае на вялікую мастацкую вартасць”, – писал в одной из минских газет того времени белорусский композитор Алесь Карпович в статье “Кампазітар Рыгор Самохін”.

f

Г.Ф. Самохин с группой музыкантов оркестра. 1-й слева во 2-м ряду -- Иосиф Жинович. Фото 1940 года из архива Иосифа Жиновича.

С деятельностью Григория Самохина связана самая неизвестная и малоизученная страница истории нашего оркестра, который продолжал работать в Минске с 1941 по 1944 год, вплоть до освобождения города от фашистов. Именно в этот период возглавивший коллектив Г. Самохин, несмотря на суровые бытовые условия и тяжелый нравственно-психологический климат, в условиях которого приходилось жить и работать, добивался от музыкантов высоких профессиональных результатов.

"Важным разделом работы композитора в области народного искусства является его работа с цимбальный ансамблем, на которую он положил много сил, - читаем там же. - Он определяет состав ансамбля, включает в его свирели и баяны, которые своим звучанием очень украшают общее сугалоссе. Ансамбль цимбалистов стал неизменным участником белорусских концертов и праздников, он выступает как самостоятельная единица, а также сопровождает исполнение народных песен и танцев. Григорий Самохин работает не только как умелый и способный руководитель ансамбля, который изучил под его руководством много произведений и сейчас является действительно художественным профессионально-выполнимым коллективом, но он сам создал для этого ансамбля ряд произведений, в которых талантливо использует многочисленные звуковые краски и особенности звучания цимбал. Крупнейший его произведение в этой области - "Сюита для цимбального ансамблю", что состоит из четырёх частей, каждая из которых представляет собой самостоятельный музыкальный образ. Выдержанность формы, много настроения, богатство чувств и красок, от поэтической лирики к яркой вясёласци, делают эту сюиту классическим произведением для белорусского национального музыкального ансамбля ".

"Григорий Самохин (в центре) с группой цимбалистов оркестра. Сидят слева направо Станислав Новицкий и Ханон Шмелькин; во 2-м ряду стоят Георгий Селянтьев, Константин Сушкевич и Михаил Щербо. 1940 год".

16 июля 1944 года, сразу после освобождения белорусской столицы, цимбальный ансамбль во главе с Григорием Самохиным был вновь зачислен в штат Белорусской государственной филармонии. Но вскоре композитор был арестован и скончался в застенках НКВД в возрасте 33 лет.

Календарь концертов

Октябрь 2017
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31

Последние новости

  • «Песня пра долю» в Вилейке
    «Песня пра долю» в Вилейке На сцене Вилейского Дворца культуры 4 ноября Национальный академический народный оркестр Беларуси имени И. Жиновича…
    Опубликовано Суббота, 26 ноября 2016 20:24
  • "Песня пра долю”, рок-оперу і рэаліі
    "Песня пра долю”, рок-оперу і рэаліі Зайздросцьце: і я таксама пабываў на “Славянскім базары ў Віцебску” дзякуючы Нацыянальнаму акадэмічнаму народнаму аркестру…
    Опубликовано Воскресенье, 20 ноября 2016 21:09
  • Калі пра смак нашага хлеба задумацца?
    Калі пра смак нашага хлеба задумацца? Казінец з Дудкаў пра вяселлі ў XXII стагоддзі, многа ветру ў вачах, “дрыгву” руху па…
    Опубликовано Суббота, 26 ноября 2016 20:43
  • О творчестве
    О творчестве Художественный руководитель и главный дирижер Национального академического народного оркестра им. Иосифа Жиновича, народный артист Беларуси,…
    Опубликовано Воскресенье, 12 мая 2013 06:42
  • «Играть надо для публики, а не для критиков!»
    «Играть надо для публики, а не для критиков!» У заслуженного артиста Беларуси Александра Кремко — мультимузыканта, композитора, аранжировщика и дирижера Национального академического народного…
    Опубликовано Суббота, 17 октября 2015 19:28