logo cimbaly
Russian English German
Submit to FacebookSubmit to TwitterSubmit to LinkedIn

Содержание материала

А. Остромецкий отдал цимбалам более 35 лет творчества. Когда в 1937 году была создана в Минске Белорусская государственная филармония, его, тогда 14-летнего юношу, в школьном музыкальном кружке научившегося играть на мандолине, домре, балалайке, приняли по конкурсу во вновь организованный оркестр народных инструментов. И он сменил русскую балалайку на белорусские цимбалы. Двух лет усиленных занятий оказалось достаточно, чтобы по-настоящему овладеть новым инструментом. Успехи молодого музыканта были столь очевидны, что в 1939 году он был послан в Москву для участия во Всесоюзном смотре исполнителей на народных инструментах. Свою программу он провел весьма успешно и стал одним из лауреатов смотра.

20 лет (с перерывом в годы Великой Отечественной войны, – рядовым солдатом он прошел немало фронтовых дорог) играл А. Остромецкий в Государственном народном оркестре БССР, вначале цимбалистом в группе, а затем концертмейстером и солистом. С 1957 года артист целиком посвятил себя сольному исполнительству. Он исколесил всю Белоруссию, выступая не только в клубах и концертных залах, но и в рабочих и студенческих общежитиях, в цехах заводов и фабрик, на строительных площадках и полевых станах. Неоднократно концертировал он в Москве и Ленинграде, Риге и Таллине, Киеве и Тбилиси, Ташкенте и Ашхабаде, в Сибири и на Дальнем Востоке – побывал во всех братских республиках Советского Союза. Цимбалы Остромецкого звучали в Польше и Болгарии, Венгрии и Югославии, Франции и Бельгии, Англии и Исландии, Дании и Голландии, Сирии, Ливане, Афганистане, Индии, Сингапуре, Малайзии, Непале, Бирме. С большим успехом выступил белорусский музыкант на Всемирной выставке в Осаке, а затем – по персональному приглашению одной из японских концертных организаций – в Токио и других городах Японии.

f

Когда задумываешься над тем, каковы характерные черты творческого облика Остромецкого, то раньше всего обращаешь внимание на его влюбленность в свой инструмент, его, если можно так выразиться, абсолютную преданность цимбалам. Играет он на них, словно беседует с верным другом, отзывчивым собеседником. При этом Остромецкий – подлинный виртуоз. Технические трудности преодолеваются им легко, игра его полна блеска и размаха. Но не это главное. Не секрет, что цимбалы порой увлекают иных исполнителей на путь внешней броскости, стремительной пассажной беглости. Питают эти увлечения большие возможности молоточковой, «ксилофонной» техники инструмента. Не случайно когда-то в рецензиях на концерты цимбальной музыки охотно писали: «звенят цимбалы».

И не всегда, к сожалению, за техническим размахом и блестящей виртуозностью скрыты содержательность и образность мышления. Для Остромецкого эти последние качества – основные: интерпретации очень осмысленны; мелодическую наполненность он ищет и находит буквально в каждом пассаже, в каждой фразе. Оттого его выступления отличают подлинное артистическое горение, одухотворенность, сочетающиеся с высоким накалом чувств и ярким темпераментом. При этом он владеет очень широкой палитрой красок. В этой связи нельзя не упомянуть о приеме глушения струн, артистически им применяемом и составляющем важную сторону его исполнительского мастерства. Были попытки приспособить к цимбалам педально-демферный механизм, но белорусские цимбалисты пошли по иному пути: они выработали весьма эффективный прием глушения струн пальцами. Как и педализация у пианистов, этот прием является важным средством художественной выразительности. Остромецкий пользуется им весьма умело, порою для придания мелодии особой рельефности, порою для создания зыбкого колорита, переливчатости звучаний. В целом исполнительские концепции белорусского цимбалиста отличаются, как правило, стройностью и завершенностью, умением органически сочетать логику конструкции целого с тщательной отделкой деталей.

fАркадий Остромецкий со своей ученицей, заслуженной артисткой БССР Татьяной Степановой. 1991 г., Нью-Йорк, США. Одно из последних фото

Еще одна сторона творческого облика Остромецкого – приверженность к народной музыке. Он хорошо знает и искренне любит белорусский фольклор, внимательно вслушивается в музыку других народов. Не случайно в репертуаре Остромецкого значительное место занимают произведения с ясной народной основой –белорусской или русской, молдавской или украинской, болгарской или венгерской.

Вообще, репертуар А. Остромецкого очень богат и разнообразен. Но центральное место занимают здесь произведения родного ему национального искусства. Он не только выступает первым исполнителем новинок цимбальной музыки, он часто проявляет творческую инициативу, активно работает с композиторами. Так возникли Вариации на тему белорусской народной песни «Осень» Д. Каминского, концерт Ю. Бельзацкого, соната Л. Абелиовича.

Из других произведений, охотно им исполняемых, следует назвать «Протяжную и хороводную» И. Жиновича и Первый цимбальный концерт Д. Каминского. Исполнение «Протяжной и хороводной» – несомненная удача Остромецкого. В первом разделе этой пьесы (построена она по типу «Камаринской» Глинки) композитором разработана мелодия протяжной белорусской песни «Купалинка». Здесь-то и выявилась в полной мере любовь артиста к кантилене. Его tremolo – очень насыщенное, legato – выразительное. Так и звучит под его молоточками «Купалинка»: лирически мягко, поэтично, «с настроением». В одном из эпизодов «Купалинки» Остромецкий применил прием pizzicato, первоначально не предусмотренный композитором, но очень удачно найденный исполнителем, стремящимся к разнообразию штрихов и приемов, к богатству красок. Играет цимбалист этот эпизод ритмически свободно, с естественным rubato, свидетельствующем о высоком вкусе музыканта. В ином ключе звучит второй раздел пьесы – «Хороводная», где мелодию «Белорусского казачка» артист играет в звончатой манере народных музыкантов, словно импровизируя вариации плясовой мелодии на улице белорусской деревни во время крестьянского праздника.

"Из статьи Льва Ауэрбаха "Виртуоз звонкострунных цимбал".

Календарь концертов

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31

Последние новости

  • «Песня пра долю» в Вилейке
    «Песня пра долю» в Вилейке На сцене Вилейского Дворца культуры 4 ноября Национальный академический народный оркестр Беларуси имени И. Жиновича…
    Опубликовано %PM, %26 %766 %2016 %20:%нояб
  • "Песня пра долю”, рок-оперу і рэаліі
    "Песня пра долю”, рок-оперу і рэаліі Зайздросцьце: і я таксама пабываў на “Славянскім базары ў Віцебску” дзякуючы Нацыянальнаму акадэмічнаму народнаму аркестру…
    Опубликовано %PM, %20 %798 %2016 %21:%нояб
  • Калі пра смак нашага хлеба задумацца?
    Калі пра смак нашага хлеба задумацца? Казінец з Дудкаў пра вяселлі ў XXII стагоддзі, многа ветру ў вачах, “дрыгву” руху па…
    Опубликовано %PM, %26 %780 %2016 %20:%нояб
  • О творчестве
    О творчестве Художественный руководитель и главный дирижер Национального академического народного оркестра им. Иосифа Жиновича, народный артист Беларуси,…
    Опубликовано %AM, %12 %196 %2013 %06:%мая
  • «Играть надо для публики, а не для критиков!»
    «Играть надо для публики, а не для критиков!» У заслуженного артиста Беларуси Александра Кремко — мультимузыканта, композитора, аранжировщика и дирижера Национального академического народного…
    Опубликовано %PM, %17 %728 %2015 %19:%окт