Последовательно и целенаправленно Национальный академический народный оркестр имени Жиновича строит белорусский репертуар. Напоминает слушателям о лучшем в музыкальном наследии, "показывает" самое яркое в творчестве современных композиторов. Вспоминаются осуществленные совместные проекты с Ларисой Симакович: в одних она участвовала как композитор, в других - как режиссер. Не забываются и выступления с оркестром наших лучших цимбалистов, проживающих в стране и за ее пределами, презентованых в проекте «Белорусы мира». Возможно, объяснение подобных явлений - в творческой позиции художественного руководителя Михаила Козинца и активности музыковеда Ольги Брилон. А может, и в наличии у "жиновичцев" давних белорусских традиций? Ведь в этом году коллектив отмечает серьезный юбилей - 85 лет со времени создания.
Яркими и эффектными воспринимались последние по времени проекты, заявленные в программе 41-го Международного фестиваля искусств «Белорусская музыкальная осень». Первый из них - гала-концерт «Навек люблю и помню», посвященный 90-летию известного композитора, народного артиста Беларуси Юрия Семеняко.
Песню Ю. Семеняко "Ой шумят леса зеленые" исполняют солистки Белорусской государственной филармонии Анна Янковская и Валентина Добровольская
Если оркестр обращается к личности классика, важно приблизить его творчество до современного слушателя и зрителя, выявить то, что имеет вневременную ценность, делает наследие автора актуальным и сегодня. И здесь, как ни странно, помогает визуальный ряд.
В статьях, посвященных Семеняко, во время музыкальных торжеств множество раз тиражировался известный портрет немолодого человека, титулованного, уважаемого, на лице которого отразились тяготы прожитых лет.
Вдобавок, очки с толстыми стеклами не давали возможности увидеть глаза. Поэтому лично для меня нежно-трогательные, а по большому счету - гениальные мелодии композитора ("Явор и калина","Травы детства"," Белорусочка") существовали отдельно, а их автор - отдельно. Образы никак не соединялись.
И коллектив, который готовил концерт, и Ольга Брилон, режиссер и автор проекта, и Александр Кремко, который занимался монтажом видеоклипов, приложили много усилий, чтобы такое трафаретное и во многом устаревшее представление изменить. Над сценой в воздухе парил портрет молодого, удивительно красивого, по-европейски элегантного композитора. Таким он представал и в многочисленных видеофрагментах. Последние неожиданны и немного наивны (если голос за кадром сообщает: «Самодеятельный композитор из Гродненщины представил на суд слушателей новую песню ...»). Но в них - весь аромат эпохи.
Режиссура музыкального проекта всегда сильно влияет на восприятие конкретного произведения. Вот на экране давние кадры, где молодые солисты «Верасов» поют «Журавины», популярную песню композитора. А вслед на сцену выходят те же Ядвига Поплавская и Александр Тиханович с этими же «Журавинами». Чудо! Кадры из оперетты «Павлинка » - и перед зрителем Наталья Гайда, исполнительница главных партий в опереттах Семеняко.
Но сильнее всего на слушателя воздействовала именно музыка композитора. Подобный проект был бы невозможен без большой подготовительной работы, проделанной Анатолием Курмакиным. Его аранжировки и переложения для цимбального оркестра (понятно, оперетты для такого состава не пишутся!), а также виртуозность исполнителей (за дирижерским пультом стоял Александр Высоцкий) смогли передать разнообразие мелодий маэстро, тембральное богатство и темпоритмы.
Особенно впечатлили - другого слова не подберешь! - Фрагменты из оперетты «Рябиновое ожерелье». Вальс, который открывал программу, задал стремительное и радостно-приподнятое настроение. Потом его продлили Полька из этого же произведения и "Песня девушек" (ее исполняла группа «Диамант»). Оперетта была написана композитором в 1964-м для Бобруйского театра муз комедии. Но какая она свежая, легкая, радостная! Невольно возникает вопрос: а почему нигде и никогда мы ее не слышали? Как можно скрывать такие музыкальные сокровища ?! А какая эффектная инструментальная сцена ярмарки из оперетты "Павлинка"! Какой непревзойденный виртуозный Галоп из "Колючей розы"!
Проект «Навек люблю и помню» получился разнообразным и потому, что в нем участвовали и оперные солисты (Наталья Акинина, Владимир Громов, Василий Мингалев), и солисты филармонии (Игорь Задорожный, Анна Янковская, Марина Василевская).
Ядвига Поплавская и Александр Тиханович исполняют песню "Журавины"
Если в первом отделении преобладали фрагменты из оперетт, опер «Зорка Венера» и «Колючая роза», то во втором царил эстрадный жанр. Многие из песен сегодня воспринимаются, как классика. Их хватало, особенно в финале концерта. «Травы детства» были трогательно воплощены дуэтом Поплавской и Тихоновича. Песню на слова Адама Русаку "Не за глаза черные» с драйвом и молодым энтузиазмом исполнила Марина Василевская. Произведение «Белорусочка», которое когда-то, в 1990-е, нежно пел американский белорус Данчик, теперь интерпретировал Андрей Колосов. В исполнении последнего прозвучала и знаменитая «Ты мне весною приснилась». Великолепно, что организаторы пригласили на этот вечер и одного из авторов песни, поэта Михаила Шушкевича. Присутствовал в зале и поэт Владимир Каризна, многолетний соавтор Юрия Семеняко.
И еще один проект оркестр имени Жиновича презентовал в ноябре - «Музыкальное приношение великой певице Ирине Архиповой» было приурочено к 90-летию со дня ее рождения. Ирина Константиновна являлась одной из крупнейших фигур в советском да и мировом исполнительстве. Признанная звезда, она триумфально выступала на лучших сценах. Мне посчастливилось слушать ее в Минске вживую. В партии Кармен. Творчество Архиповой интересно для нас и потому, что певица имела белорусские корни. Ее отец родился в Минске. Потом семья переехала в Гомель, позднее, детей привозили в столицу на каникулы. Так что белорусские пейзажи могли навсегда остаться в сознании прекрасной артистки.
Даже когда Архипова завершила музыкальную карьеру, ее авторитет в оперном искусстве был бесспорным. Много лет она возглавляла Международный вокальный конкурс имени Глинки (в 1981-м он, тогда еще Всесоюзный, проводился в Минске). В разные годы соревнования открывали такие мировые звезды, как Владимир Атлантов, Елена Образцова, Дмитрий Хворостовский, Анна Нетребко. В числе членов жюри не раз был и Олег Мельников, известный белорусский бас. В 2007-м первую премию получила наша Оксана Волкова.
Но вернемся к минскому проекту. Хотя он и имел другого режиссера (Валерия Вколова), другую ведущую (Инну Зубрич), но также удачно сочетал впечатления визуальные и слуховые. На экране появлялись многочисленные фото, особенно ценными воспринимались редкие, те, что касаются юности и раннего периода творчества. А также съемки в парти Кармен, Марины Мнишек, Амнерис.
Проект начинался фрагментами давнего видео, на котором Архипова поет «Канцона» Листа. Лента зафиксировала живой облик, голос редкой красоты, мощности, наполненности. С безмятежными, кажется, силой звука и контиленой. В программе концерта неслучайно собралось много фрагментов из оперы Бизе, поскольку партия Кармен была одной из ведущих в репертуаре певицы, с ней Архипова объехала много стран. Но Бизе не писал для цимбал! Переложения звучали настолько удачно, что некоторые эпизоды, например увертюра или антракт к четвертому действию, в исполнении оркестра слышались, по моему мнению, еще более четко, эмоционально и неожиданно, чем в привычной интерпретации симфонического коллектива. Оркестр имени Жиновича тонко и тактично аккомпанировал многим вокалистам - Оксане Волковой, Владимиру Громову, Олегу Мельникову.
Украсило вечер выступление одной из лучших российских меццо-сопрано современности - петербурженки Ирины Богочевой. В прошлом году она приезжала к нам на Оперный форум, чтобы петь графиню в "Пиковой даме". Песенка Графини и на этот раз была выполнена виртуозно. Публика явно не хотела отпускать гостью, которая не часто появляется в Беларуси. И Богачева с радостью пела романсы. Выступление Марии Галкиной (минчанки и воспитанницы Богачевой) воспринималось как продолжение вокальных традиций ее педагога. Солистка удивила красотой голоса, насыщенностью тембра. Способностью к мгновенному переключению, умение вникнуть в эмоциональное состояние героини (звучали разноплановые произведения: сцена и ария Лизы из «Пиковой», ария Тоски и ария Марицы с одноименных произведений). Можно только сожалеть, что такие ценные кадры выбирают для обучения не нашу Академию музыки, а Санкт-Перербургскую консерваторию.
О финале концерта, посвященного Архиповой, стоит сказать отдельно. Он был грамотно придуман режиссером, а потому эмоционально получился очень красочным. Знаменитое произведение Каччини «Аве Мария» чувственно исполняли оркестр, солистка Нина Шарубина, хор мальчиков под руководством Павла Шепелева. В определенный момент они замолчали. А на экране возникло лицо Ирины Константиновны и снова хор мальчиков, который исполнял то самое сочинение. Арка, невидимый художественный мостик. Переход во времени и пространстве. Логический и обдуманный, он убеждал, что та же мелодия, та же молитва способны вознести души и чувства слушателей высоко в небеса.
Сам концерт был сделан с любовью и уважением. К самой Ирине Архиповой. К ее коллегам и последователям. Ко всем, кто любит классический вокал и музыку.
Автор статьи: Татьяна Мушинская, журнал "Мастацтва" №12, 2015г.