logo cimbaly
Russian English German
Submit to FacebookSubmit to TwitterSubmit to LinkedIn

Содержание материала

Годы жизни: 14.05.1907-13.01.1974

Народный артист СССР (1968)

Лауреат Государственной премии БССР (1968)

Годы работы в оркестре: 1930-1935, 1938-1941, 1946-1974.

Выдающийся цимбалист-виртуоз своего времени, дирижер, педагог, композитор. Один из основателей оркестра.

Иосиф Жинович родился 1 (14) мая 1907 г. в д. Орешковичи Пуховичского района Минской области в крестьянской семье. Его отец и дед были цимбалистами-самоучками и передали маленькому Юзику по наследству своё ремесло. В 1922 г. по рекомендации одного из бывших односельчан, который к тому времени жил в Минске, Иосиф приехал в Минск, чтобы прослушаться в Первый Белорусский драматический театр (БДТ-1). В тот вечер, окончив репетицию, его игру слушали будущие корифеи купаловского театра Владимир Крылович, Лидия Ржецкая, Борис Платонов, Вера Поло, Ирина Жданович, Ольга Галина, а также знаменитый впоследствии режиссер и педагог Евстигней Мирович.

Спустя годы народный артист Советского Союза Борис Викторович Платонов вспоминал: «Кончили мы в этот день репетицию, хотели идти домой. Вдруг со сцены услышали цимбалы. Мы остановились послушать. Играл Иосиф свободно, доверяясь своему вдохновению и острому музыкальному чутью. Играл живо, четко, едва склонив голову к струнам, будто прислушиваясь к чему-то внутри инструмента. То грустные, то порывистые звуки свободно лились и лились так мощно и выразительно, что не звуки были слышны, а сам по себе лился прекрасный поток не знакомой до этой минуты поэзии. Сильный, выразительный удар, особая звонность цимбал, свободные движения рождали эту вдохновенную поэзию. Покорил он нас тогда всех простотой, непосредственностью. Парня взяли в театр, поскольку убедились, что у него большой талант.

Вот с того дня и началась его интересная, временами очень тяжелая жизнь музыканта и актера. Все мы были увлечены творчеством. Нам очень хотелось, чтобы нас слышали те, к кому мы обращались. На концертах у нас звучали слова Купалы, Тётки, Богдановича… На сцене театра выступал хор, танцевальный коллектив, оркестр. По духу театр был молодой, и мы тоже были молодые». 

 Иосиф Жинович исполнял народные песни и танцы. В то время он еще играл по слуху, т.к. был не знаком с нотной грамотой. Благодаря Жиновичу с того времени цимбалы участвовали во всех постановках театра – и как самостоятельный номер, и как необычная тембровая краска в маленьком театральном оркестре. В 1923-м году театр выехал на гастроли в Москву. Выступали артисты и в помещении Государственного института музыкальных наук (ГИМНа) перед этнографической комиссией, членами которой были композиторы Яков Прохоров, Николай Аладов, Александр Оленин, руководитель хора Митрофан Пятницкий, сын Льва Толстого Сергей Львович. Иосиф Жинович был самым молодым из всех артистов театра и оказался единственным исполнителем-инструменталистом. Его игра произвела большое впечатление на всех членов комиссии. Ее председатель, известный композитор Михаил Михайлович Ипполитов-Иванов сказал взволнованно: «Оригинально, интересно, музыкально. Остро чувствует национальный колорит. Белорусский самоцвет. Запишем его игру на пластинку…»


 Вскоре Иосиф Жинович познакомился со Станиславом Новицким, еще одним талантливым самородком, ставшим вторым цимбалистом Белорусского драматического театра.

 Иосиф Жинович работал солистом-цимбалистом в БДТ-1 с 1922 по 1930 годы. Одновременно он учился в школе №11 (ныне – Юридическая гимназия №42 г. Минска по ул. Комсомольской, 21 ) и музыкальной школе, куда поступил в 1926 году. Не определившись окончательно с профессией музыканта (возможно, оттого, что в музтехникуме в то время еще не было отделения народных инструментов), в 1927 г. поступает на юридический факультет Белорусского государственного университета и в 1930 г. оканчивает его по факультету права и хозяйства. На последнем курсе обучения в университете Иосиф поступил в музыкальный техникум на композиторско-теоретическое отделение в класс Николая Ильича Аладова , а в 1932 г. перевелся в консерваторию в класс Василия Андреевича Золотарёва. В 1930 г. он становится участником Белорусского государственного ансамбля народных инструментов. По некоторым сведениям, занимаясь в техникуме на композиторско-теоретическом отделении, Жинович совершенствовал игру на цимбалах у педагога-ударника, ксилофониста Марковского.

 В тот же период Иосиф Жинович занимался реконструкцией цимбал, делая это параллельно с Дмитрием Захаром. Известно, что в связи с этим он ездил на консультации в Москву.

 В 1935 году родители Иосифа Жиновича были лишены избирательных прав, а после высланы с конфискацией имущества. В том же году Иосифа Жиновича исключили из консерватории и арестовали. Три года он провел в лагерях под Горьким. Находясь в заключении, написал письмо сестре В.И. Ленина М.И. Ульяновой. В письме он объяснял абсурдность выдвинутых против него обвинений и просил о помощи. Письмо дошло, и благодаря усилиям М.И. Ульяновой Иосиф Жинович был освобожден в 1938 году, вернулся в Минск и продолжил занятия в консерватории по классу композиции В. Золотарева. B 1938-1941 годах он снова – в штате Оркестра народных инструментов Белорусской государственной филармонии, как теперь именовался ансамбль, основанный Д.А. Захаром. По возвращении из лагеря И.Жинович стал концертмейстером этого оркестра, которым теперь руководил известный дирижер, впоследствии – народный артист СССР Константин Симеонов.

В июне 1941 г. Жинович окончил Белгосконсерваторию по факультету народных инструментов (теоретико-композиторское отделение). 

В годы Великой Отечественной войны Жинович работал солистом Казахской государственной филармонии, был участником фронтовых концертных бригад. После освобождения Минска он вернулся в родной город. С 1943 года Иосиф Жинович – солист-цимбалист Белорусского государственного театра оперы и балета. В 1944 году ему было присвоено звание «заслуженный артист Белорусской ССР». 8 августа 1946 года он был назначен художественным руководителем возрожденного оркестра народных инструментов филармонии и оставался в этой должности до последних дней своей жизни. 

 Будучи дирижёром, Жинович не оставлял и сольную карьеру. Его репертуар состоял из собственных оригинальных произведений и переложений классических произведений. Как цимбалист-виртуоз он гастролировал в ГДР, Польше, Канаде, Финляндии, Франции, Чехии.


 C 1944 года Иосиф Жинович преподавал в Белорусской государственной филармонии, где основал класс цимбал и кафедру народных инструментов, которой заведовал в 1946—1963 годах (профессор c 1963). Среди его учеников – заслуженный артист БССР Вениамин Буркович, Николай Шмелькин, Александр Леончик и др.

И.И. Жинович – автор «Школы для белорусских цимбал» (М., Музгиз, 1948). Он модернизировал ряд инструментов, включенных в состав оркестра. 

Скончался И.И. Жинович 13 января 1974 года в результате онкологического заболевания. Похоронен на Восточном (Московском) кладбище в Минске. 

В 1974 году Государственному академическому народному оркестру Белорусской ССР было присвоено имя Иосифа Жиновича.  

На доме, где жил музыкант (проспект Независимости, 19) установлена мемориальная доска. 

 Имя Иосифа Жиновича также носит одна из улиц Минска.

Календарь концертов

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30

Последние новости

  • «Песня пра долю» в Вилейке
    «Песня пра долю» в Вилейке На сцене Вилейского Дворца культуры 4 ноября Национальный академический народный оркестр Беларуси имени И. Жиновича…
    Опубликовано %PM, %26 %766 %2016 %20:%нояб
  • "Песня пра долю”, рок-оперу і рэаліі
    "Песня пра долю”, рок-оперу і рэаліі Зайздросцьце: і я таксама пабываў на “Славянскім базары ў Віцебску” дзякуючы Нацыянальнаму акадэмічнаму народнаму аркестру…
    Опубликовано %PM, %20 %798 %2016 %21:%нояб
  • Калі пра смак нашага хлеба задумацца?
    Калі пра смак нашага хлеба задумацца? Казінец з Дудкаў пра вяселлі ў XXII стагоддзі, многа ветру ў вачах, “дрыгву” руху па…
    Опубликовано %PM, %26 %780 %2016 %20:%нояб
  • О творчестве
    О творчестве Художественный руководитель и главный дирижер Национального академического народного оркестра им. Иосифа Жиновича, народный артист Беларуси,…
    Опубликовано %AM, %12 %196 %2013 %06:%мая
  • «Играть надо для публики, а не для критиков!»
    «Играть надо для публики, а не для критиков!» У заслуженного артиста Беларуси Александра Кремко — мультимузыканта, композитора, аранжировщика и дирижера Национального академического народного…
    Опубликовано %PM, %17 %728 %2015 %19:%окт