logo cimbaly
Russian English German
Submit to FacebookSubmit to TwitterSubmit to LinkedIn

Содержание материала

Годы жизни: 8.11.1898 - 8.06.1951.

Работал в оркестре: 1928-1935, 15.05.1945-1.06.1947.

Белорусский дирижер, инструменталист, режиссер, актер, композитор, Д.А. Захар был создателем, художественным руководителем и дирижером Белорусского государственного ансамбля народных инструментов, ставшего прообразом Национального академического народного оркестра Республики Беларусь им. И.Жиновича. В 1920-1940-е годы Д.Захар также выступал в концертах как виртуоз-балалаечник, играл на цимбалах, домре, гитаре, дудке, кларнете. Обладал выразительным баритоном, выступал как певец и даже как танцор. Со временем стал известен как блестящий актер-комик БДТ-1.

f

Выдающийся музыкант-просветитель, собиратель музыкальных талантов, он был наделен неисчерпаемой творческой энергией и сыграл определяющую роль в истории создания и возмужания коллектива, который стал фундаментом нашего оркестра.

Начало

Дмитрий Андреевич Захар родился в семье железнодорожника, был младшим из 10 детей. Уже в 7-летнем возрасте он выступал как солист-балалаечник и за короткое время освоил гитару, окарину, кларнет и малый барабан.

В 1921 г. в Минске работала любительская актерская труппа, организатором и режиссером-постановщиком которой был Д.Захар. Ставили украинские произведения – «Наталку-Полтавку» Н.Лысенко, «Запорожца за Дунаем» С.Гулак- Артемовского. Д.Захар привлекал в спектакли талантливую молодежь. Именно в спектаклях этой труппы «с благословения» Д.Захара начинали свою творческую деятельность выдающиеся белорусские актеры Генрих Григонис, Владимир Крылович, певица Лариса Александровская.

Через некоторое время любительская труппа вошла в число самодеятельных коллективов Главполитпроса при Военном комиссариате Западного фронта.

Первый в республике виртуоз-балалаечник, Дмитрий Захар был музыкантом-самородком. В его репертуаре были обработки русских народных песен, пьесы В. Андреева, переложения музыкальной классики. Вдохновенно звучали в его исполнении Мазурка Г. Венявского, 2-я Венгерская рапсодия Листа. Артист выступал в музыкальных передачах республиканской радиостанции имени Совнаркома Беларуси. В 30-е годы в Москве были записаны на грампластинку несколько произведений в его исполнении на балалайке.


В середине 1920-х годов Дмитрий Захар организовал большой оркестр русских народных инструментов при Минской таможне, куда входило около 50 музыкантов-любителей. Оркестр был так популярен, что во время репетиций под окнами здания, где они проходили, собирались толпы слушателей. Захар всегда открывал форточку, и звуки музыки разносились по улице.

Дмитрий Захар руководил также еще двумя любительскими оркестрами. Ему приходилось заниматься с музыкантами, которые не знали нот: кто-то разучивал партии “с уха”, кто-то играл по цифровой системе, некоторые с помощью Захара осваивали ноты. Энтузиазм оркестрантов и руководителя способствовал, казалось, невероятному: слаженно и вдохновенно звучали произведения композиторов-классиков, обработки народных песен и танцев.

Специального музыкального образования у Дмитрия Захара не было, но он брал уроки по теории музыки, гармонии и композиции у Николая Аладова. Результатом этих занятий стали пьесы для балалайки, гитары и других инструментов. Захар создал также множество обработок белорусских народных песен и танцев, переложил произведения музыкальной классики на различные инструментальные составы.

Оркестр цимбал, жалеек и дудок - главное дело его жизни

В 1927-м году в Минске гастролировала 1-я Украинская капелла кобзарей. Побывав на ее концертах, Дмитрий Андреевич Захар загорелся идеей создания подобного оркестра на основе белорусских народных инструментов. Его энергия, творческий задор, многолетний опыт руководителя, незаурядные организаторские способности и музыкальный талант способствовали тому, чтобы менее чем через год мечта претворилась в реальность.

Прежде всего Захар отыскал единомышленника – мастера музыкальных инструментов Константина Петровича Сушкевича. Вдвоем они начали работу по реконструкции цимбал, которые должны были стать основой будущего оркестра. По чертежам Дмитрия Андреевича мастер Сушкевич сделал цимбалы-приму, цимбалы-альт, цимбалы-тенор, цимбалы-бас и даже цимбалы-пикколо. Захар и Сушкевич существенно расширили звукоряд цимбал. Захар хроматизировал лиру, сделал для оркестра дудки. Одновременно Дмитрий Андреевич искал среди участников музыкальной самодеятельности исполнителей на белорусских народных инструментах и создавал собственные обработки «Лявонихи», «Крыжачка», «Бульбы», «Перапёлки», «Ой, ляцелі гусі» и других песен.

В ноябре 1928 года оркестр белорусских народных инструментов выступил впервые. Два года он просуществовал как самодеятельный, но за это время успел приобрести известность в Минске и стал заметным явлением музыкальной жизни белорусской столицы.

В 1930-м году музыкантам оркестра было предложено поступить без экзаменов в музыкальный техникум. Некоторые воспользовались этим предложением, некоторые – нет. Коллектив временно распался. Но в том же году на его базе был создан Белорусский государственный ансамбль народных инструментов, основную часть которого составляли уже учащиеся музыкального техникума. Вот тогда в этот ансамбль, которым по-прежнему руководил Дмитрий Захар, пришел и Иосиф Жинович, в то время уже занимавшийся на теоретико-композиторском отделении техникума у Николая Аладова.

f

В состав Белорусского государственного ансамбля народных инструментов вошли:

  • Дмитрий Захар – художественный руководитель, дудка
  • Ефим Фридман
  • Бенциан Фридман
  • Израиль Герман
  • Михаил Щербó
  • Николай Плащинский
  • Иосиф Липницкий
  • Василий Самсонов
  • Ханон Шмелькин
  • Станислав Новицкий
  • Константин Сушкевич
  • Иосиф Жинович

 Это были первые музыканты оркестра – те самые «12 апостолов», которые светом своего подвижнического труда и музыкального таланта осенили дальнейший многолетний путь нашего замечательного коллектива.


В 1928-м году Дмитрий Захар начинает преподавать в Минском музыкальном техникуме и возглавляет инструкторское отделение по народным струнным инструментам. Он преподавал русские народные инструменты – балалайку и домру (от работы в техникуме был освобожден 10.09.1936 г.). При техникуме в учебных целях в том же, 1928-м году был организован оркестр народных инструментов, которым также руководил Д.А. Захар. Этот оркестр, для которого его руководитель также создавал оригинальный репертуар, не имел отношения к истории Национального академического народного оркестра Беларуси.

Почти 10 лет Дмитрий Андреевич Захар был художественным руководителем и дирижером Белорусского государственного ансамбля народных  инструментов. Это были годы профессионального становления коллектива, когда было подготовлено первое поколение белорусских концертирующих цимбалистов, сформирован самобытный репертуар, который включал обработки белорусских народных песен и танцев, музыку композиторов других народов, переложения музыкальной классики, пьесы белорусских композиторов, написанные специально для ансамбля.

В те годы были заложены лучшие традиции белорусского профессионального народно-оркестрового исполнительства. Пройдет еще немного времени, и ансамбль будет преобразован в оркестр народных инструментов (1937 г.), который войдет в состав Белорусской государственной филармонии. Начнется новый этап истории оркестра.

В годы Великой Отечественной войны Дмитрий Андреевич Захар с семьёй оставался в оккупированном фашистами Минске, работал музыкантом в городском театре. К сожалению, этот факт биографии сыграл отрицательную роль в его судьбе, несмотря на то, что его жена Мария Антоновна Серпейко в годы оккупации спасла от гибели в гетто еврейского мальчика, которого укрывала в их доме на улице Лодочной, 8.

В июле 1944 года, сразу после освобождения Минска, Д.А. Захар был зачислен в штат Белгосфилармонии в качестве балалаечника эстрадной группы, а 15 мая 1945 года – в качестве дирижера цимбального оркестра, который начинали возрождать заново. При этом художественным руководителем оркестра был назначен один из первых музыкантов Госансамбля Василий Самсонов. Через год оркестр возглавил Иосиф Жинович…

1 июня 1947 года Д.А. Захар был уволен из оркестра по рапорту инспектора за нарушение трудовой дисциплины.

8 июня 1951 года он скоропостижно скончался в г. Минске.

Дочь Д.А. Захара Галина Дмитриевна Захар-Щербатюк продолжила семейную музыкальную династию. С небольшими перерывами она отработала в Государственном белорусском народном оркестре в качестве цимбалистки с 1944 по 1961 год.

Календарь концертов

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30

Последние новости

  • «Песня пра долю» в Вилейке
    «Песня пра долю» в Вилейке На сцене Вилейского Дворца культуры 4 ноября Национальный академический народный оркестр Беларуси имени И. Жиновича…
    Опубликовано %PM, %26 %766 %2016 %20:%нояб
  • "Песня пра долю”, рок-оперу і рэаліі
    "Песня пра долю”, рок-оперу і рэаліі Зайздросцьце: і я таксама пабываў на “Славянскім базары ў Віцебску” дзякуючы Нацыянальнаму акадэмічнаму народнаму аркестру…
    Опубликовано %PM, %20 %798 %2016 %21:%нояб
  • Калі пра смак нашага хлеба задумацца?
    Калі пра смак нашага хлеба задумацца? Казінец з Дудкаў пра вяселлі ў XXII стагоддзі, многа ветру ў вачах, “дрыгву” руху па…
    Опубликовано %PM, %26 %780 %2016 %20:%нояб
  • О творчестве
    О творчестве Художественный руководитель и главный дирижер Национального академического народного оркестра им. Иосифа Жиновича, народный артист Беларуси,…
    Опубликовано %AM, %12 %196 %2013 %06:%мая
  • «Играть надо для публики, а не для критиков!»
    «Играть надо для публики, а не для критиков!» У заслуженного артиста Беларуси Александра Кремко — мультимузыканта, композитора, аранжировщика и дирижера Национального академического народного…
    Опубликовано %PM, %17 %728 %2015 %19:%окт