В середине 1920-х годов Дмитрий Захар организовал большой оркестр русских народных инструментов при Минской таможне, куда входило около 50 музыкантов-любителей. Оркестр был так популярен, что во время репетиций под окнами здания, где они проходили, собирались толпы слушателей. Захар всегда открывал форточку, и звуки музыки разносились по улице.
Дмитрий Захар руководил также еще двумя любительскими оркестрами. Ему приходилось заниматься с музыкантами, которые не знали нот: кто-то разучивал партии “с уха”, кто-то играл по цифровой системе, некоторые с помощью Захара осваивали ноты. Энтузиазм оркестрантов и руководителя способствовал, казалось, невероятному: слаженно и вдохновенно звучали произведения композиторов-классиков, обработки народных песен и танцев.
Специального музыкального образования у Дмитрия Захара не было, но он брал уроки по теории музыки, гармонии и композиции у Николая Аладова. Результатом этих занятий стали пьесы для балалайки, гитары и других инструментов. Захар создал также множество обработок белорусских народных песен и танцев, переложил произведения музыкальной классики на различные инструментальные составы.
Оркестр цимбал, жалеек и дудок - главное дело его жизни
В 1927-м году в Минске гастролировала 1-я Украинская капелла кобзарей. Побывав на ее концертах, Дмитрий Андреевич Захар загорелся идеей создания подобного оркестра на основе белорусских народных инструментов. Его энергия, творческий задор, многолетний опыт руководителя, незаурядные организаторские способности и музыкальный талант способствовали тому, чтобы менее чем через год мечта претворилась в реальность.
Прежде всего Захар отыскал единомышленника – мастера музыкальных инструментов Константина Петровича Сушкевича. Вдвоем они начали работу по реконструкции цимбал, которые должны были стать основой будущего оркестра. По чертежам Дмитрия Андреевича мастер Сушкевич сделал цимбалы-приму, цимбалы-альт, цимбалы-тенор, цимбалы-бас и даже цимбалы-пикколо. Захар и Сушкевич существенно расширили звукоряд цимбал. Захар хроматизировал лиру, сделал для оркестра дудки. Одновременно Дмитрий Андреевич искал среди участников музыкальной самодеятельности исполнителей на белорусских народных инструментах и создавал собственные обработки «Лявонихи», «Крыжачка», «Бульбы», «Перапёлки», «Ой, ляцелі гусі» и других песен.
В ноябре 1928 года оркестр белорусских народных инструментов выступил впервые. Два года он просуществовал как самодеятельный, но за это время успел приобрести известность в Минске и стал заметным явлением музыкальной жизни белорусской столицы.
В 1930-м году музыкантам оркестра было предложено поступить без экзаменов в музыкальный техникум. Некоторые воспользовались этим предложением, некоторые – нет. Коллектив временно распался. Но в том же году на его базе был создан Белорусский государственный ансамбль народных инструментов, основную часть которого составляли уже учащиеся музыкального техникума. Вот тогда в этот ансамбль, которым по-прежнему руководил Дмитрий Захар, пришел и Иосиф Жинович, в то время уже занимавшийся на теоретико-композиторском отделении техникума у Николая Аладова.
В состав Белорусского государственного ансамбля народных инструментов вошли:
- Дмитрий Захар – художественный руководитель, дудка
- Ефим Фридман
- Бенциан Фридман
- Израиль Герман
- Михаил Щербó
- Николай Плащинский
- Иосиф Липницкий
- Василий Самсонов
- Ханон Шмелькин
- Станислав Новицкий
- Константин Сушкевич
- Иосиф Жинович
Это были первые музыканты оркестра – те самые «12 апостолов», которые светом своего подвижнического труда и музыкального таланта осенили дальнейший многолетний путь нашего замечательного коллектива.